Структура

Раздел «Структура и устройство общественного контроля»

  1. Понятие общественного контроля
  2. Сферы специального законодательного регулирования
  3. Цели общественного контроля
  4. Задачи общественного контроля
  5. Принципы общественного контроля
  6. Субъекты общественного контроля
  7. Формы общественного контроля
  8. Права и обязанности учстников общественного контроля
  9. Общественный мониторинг
  10. Общественная проверка
  11. Общественная экспертиза
  12. Общественное обсуждение
  13. Общественные (публичные) слушания
  14. Граждане в общественном контроле
  15. Алгоритм общественной проверки
      1. Понятие общественного контроля

Общественный контроль — деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений

Безымянный

Безымянный

Безымянный

Безымянный

Безымянный

 

Общественная палата Сайт
Российская Федерация https://www.oprf.ru/
Адыгея

 

http://op01.ru/
Алтай

 

нет
Башкортостан https://op.bashkortostan.ru/
Бурятия http://egov-buryatia.ru/index.php?id=5540
Дагестан http://opdag.ru/
Ингушетия нет
Кабардино-Балкарская http://xn--90arleh.xn--p1ai/
Калмыкия http://oprk.rk08.ru/
Карачаево-Черкесская http://palatakchr.ru/
Карелия http://opkarelia.ru/
Коми http://op.rkomi.ru/
Крым http://opcrimea.ru/
Марий Эл http://oprme.gov12.ru/newsline.htm
Мордовия http://oprm.e-mordovia.ru/
Саха (Якутия) http://opsakha.ykt.ru/
Северная Осетия-Алания http://opalania.ru/
Татарстан http://oprt.tatarstan.ru/
Тыва http://palata.tuva.ru/
Удмуртия http://op.udmurt.ru/
Хакасия http://oprh.ru/
Чечня http://www.opchr.ru/
Чувашия http://op21.ru/
Алтайский край http://www.opaltai.ru/
Забайкальский край http://opzab.ru/
Камчатский край http://opkam.ru/
Краснодарский край http://www.op-kk.ru/
Красноярский край http://ga.krsk.ru/
Пермский край http://oppk.permkrai.ru/
Приморский край http://www.primorsky.ru/obshchestvennaya-palata/
Ставропольский край http://www.stavregion.ru/obshestvennaya-palata/
Хабаровский край http://www.opkhv.ru/
Амурская область http://www.opamur.ru/
Архангельская область http://www.opao.ru/
Астраханская область https://op.astrobl.ru/
Белгородская область http://op31.ru/
Брянская область http://www.opbryansk.ru/
Владимирская область http://www.palatavo.ru/news/
Волгоградская область http://opvlg.ru/
Воронежская область http://opvo36.ru/
Ивановская область http://www.opiv.ru/
Иркутская область http://www.opirk.ru/
Калининградская область http://www.op-kaliningrad.ru/
Калужская область http://opkaluga.ru/
Кемеровская область http://www.opko42.ru/
Кировская область http://opko43.ru/
Костромская область http://www.opkostroma.ru/
Курганская область http://www.op.kurgan.ru/
Курская область http://op46.ru/
Ленинградская область http://www.palatalo.ru/
Липецкая область http://oplip.ru/
Магаданская область http://op49.ru/
Московская область http://opmo.mosreg.ru/
Мурманская область http://obshestvo51.ru/
Нижегородская область http://www.palata-nn.ru/
Новгородская область http://www.opnov.ru/
Новосибирская область http://www.opnso.ru/
Омская область http://www.op55.ru/
Оренбургская область http://orenpalata.ru/
Орловская область http://www.op-orel.ru/
Пензенская область www.oppnz.ru
Псковская область http://op.pskov.ru/
Ростовская область http://op-ro.donland.ru/
Рязанская область http://www.oprzn.ru/
Самарская область http://www.op63.ru/
Саратовская область оп64.рф
Сахалинская область http://doveriesakh.ru/
Свердловская область http://www.opso66.ru/
Смоленская область http://opsmol.admin-smolensk.ru/
Тамбовская область http://www.op-tambov.ru/
Тверская область http://www.optver.ru/
Томская область http://opalata.ucoz.org/
Тульская область http://op71.ru/
Тюменская область http://op72.ru/
Ульяновская область http://opuo.ru/
Челябинская область http://op74.ru/
Ярославская область http://opyo.yarregion.ru/
Москва http://www.opmoscow.ru/
Санкт-Петербург http://palataspb.ru/
Севастополь http://www.opsevastopol.ru/

 

 

Безымянный

Безымянный

    1. Права и обязанности участников общественного контроля

Субъекты общественного контроля вправе:

1) осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных федеральными законами;

2) выступать в качестве инициаторов, организаторов мероприятий, проводимых при осуществлении общественного контроля, а также участвовать в проводимых мероприятиях;

3) запрашивать в соответствии с законодательством РФ у органов власти и иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, необходимую для осуществления общественного контроля информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;

4) посещать в случаях и порядке, которые предусмотрены нормативными актами, соответствующие органы власти и иные органы и организации, осуществляющие отдельные публичные полномочия;

5) подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы власти и иные органы и организации, осуществляющие отдельные публичные полномочия, и в средства массовой информации;

6) в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных НКО направлять в соответствии материалы, полученные в ходе осуществления общественного контроля, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах РФ и в органы прокуратуры;

7) обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных НКО в случаях, предусмотренных федеральными законами;

8) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

 

Субъекты общественного контроля при его осуществлении обязаны:

1) соблюдать законодательство Российской Федерации об общественном контроле;

2) соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления;

3) не создавать препятствий законной деятельности органов власти и иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия;

4) соблюдать конфиденциальность полученной в ходе осуществления общественного контроля информации, если ее распространение ограничено федеральными законами;

5) обнародовать информацию о своей деятельности по осуществлению общественного контроля и о результатах контроля в соответствии с федеральным законом;

6) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

 

Органы власти и иные органы и организации, осуществляющие отдельные публичные полномочия, при осуществлении общественного контроля вправе:

1) получать от субъектов общественного контроля информацию об осуществлении общественного контроля и о его результатах;

2) направлять субъектам общественного контроля обоснованные возражения на предложения и рекомендации, содержащиеся в итоговых документах, подготовленных по результатам общественного контроля;

3) размещать информацию по вопросам общественного контроля за осуществляемой ими деятельностью на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

 Органы власти и иные органы и организации, осуществляющие отдельные публичные полномочия, при осуществлении общественного контроля обязаны:

1) предоставлять субъектам общественного контроля в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, информацию о своей деятельности, представляющей общественный интерес;

2) рассматривать направленные им запросы субъектов общественного контроля в порядке и сроки, которые установлены законодательством РФ, предоставлять запрашиваемую информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;

3) рассматривать направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, учитывать предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, и принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

 

    1. Общественный мониторинг

Постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия

 

Организаторы:

-Общественная палата Российской Федерации;

-общественные палаты субъектов Российской Федерации;

-общественные палаты (советы) муниципальных образований;

-общественные наблюдательные комиссии;

-общественные инспекции;

— общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации

 

    1. Общественная проверка

Совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций

 

Инициаторы:

—  Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

— Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка;

— Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей;

— уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации;

— Общественная палата Российской Федерации;

— общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля — в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

 

    1. Общественная экспертиза

Основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций

Инициаторы:

— органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

— Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

— Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка;

— Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей;

— уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации;

— Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля — в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

 

    1. Общественное обсуждение

используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением

 

    1. Общественные (публичные) слушания

собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций

Сферы:

— вопросы государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды;

— градостроительная деятельность,

— закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— иные сферы в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами

 

Безымянный

Общественный инспектор — гражданин, привлеченный на общественных началах для проведения общественной проверки.

Общественный эксперт — привлеченный на общественных началах к проведению общественной экспертизы специалист в соответствующей области знаний

 

    1. Порядок проведения общественной проверки в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. №212 «Об основах общественного контроля в РФ»

 

  1. Подготовительная стадия

Порядок организации и проведения общественной проверки  устанавливается ее организатором в соответствии с действующим законодательством (федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными актами).

В соответствии с 212-ФЗ организатор проверки вправе запросить в проверяемом органе (организации) предоставления всех необходимых документов и других материалов (абз. 2 п.5 статьи 16 ФЗ).

Организатор должен довести до руководителя проверяемого органа (организации) информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов.

Срок проведения общественной проверки не должен превышать тридцати дней.

 

  1. Проведение общественной проверки

В соответствии с 212-ФЗ субъекты общественного контроля имеют право посещать соответствующие органы власти или организации, в отношении которых предполагается общественная проверка.

Общественная проверка включает в себя сбор и анализ информации, проверку фактов и обстоятельств, касающихся деятельности проверяемого органа (организации), затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных НКО.

 

  1. Результаты проведения общественной проверки

По результатам общественной проверки готовится итоговый документ (акт общественной проверки).

Итоговый документ должен содержать, в частности, основания для проведения общественной проверки, перечень документов и других материалов, изученных в ходе общественной проверки, установленные и документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций или запись об отсутствии таковых, выводы о результатах общественной проверки и предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Итоговый документ  направляется руководителю проверяемых органа или организации, а также иным заинтересованным лицам, размещается субъектами общественного контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с 212-ФЗ органы государственной власти (органы местного самоуправления либо иные организации) обязаны рассмотреть итоговый документ общественного контроля либо в случаях, предусмотренных законодательством, учесть рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговом документе.

Орган государственной власти обязан рассмотреть итоговый документ и в установленный законодательством срок (?) направлять соответствующим субъектам общественного контроля обоснованные ответы.

По результатам общественной проверки могут быть совершены следующие действия.

  1. Итоговый документ может быть направлен не только в орган государственной власти (иную организацию), в отношении которой осуществляется общественный контроль, но также:

— Уполномоченному по правам человека в РФ, Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах РФ (статья абз. 7 статьи 10 ФЗ);

— в органы прокуратуры (статья абз. 7 статьи 10 ФЗ);

— в органы государственной власти (органы местного самоуправления), осуществляющие государственный контроль (надзор) в отношении проверяемого органа (организации) – в данном случае государственные органы контроля обязаны будут рассмотреть итоговые документы и направить субъектам общественного контроля обоснованные ответы в течение 30 дней (в случаях, не терпящих отлагательства, — незамедлительно) (пп. 2-3 статьи 16 ФЗ);

— в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами (абз. 8 статьи 10 ФЗ);

— в средства массовой информации.

  1. Субъект общественного контроля также обязан обнародовать информацию о своей деятельности по осуществлению общественного контроля и о результатах контроля в соответствии с Федеральным законом (абз. 15 Федерального закона).
  2. По результатам общественного мониторинга возможна инициация проведения общественного обсуждения, общественных слушаний, общественной проверки, общественной экспертизы (п. 7 статьи 19 ФЗ).
  3. Субъект вправе выдвигать общественную инициативу (статья 26 ФЗ).
  4. Субъект вправе оспаривать нормативные акты (статья 26 ФЗ).